|
ТУРИЯТИТАШри
Рамана Махарши За пределами опыта бодрствования, сна и глубокого сна без сновидений существует состояние бодрственного сна, известного как турия (буквально “четвёртое”,
что означает трансцендентальный опыт). Только это состояние реально, а
остальные три нереальны. Поэтому турия сама и есть туриятита (состояние за
пределами турий). Познайте это. Авастха
(Three Avasthas) Три состояния сознания, испытываемые каждым человеком: 1) Бодрствующее состояние (джаграт), в котором человек осознает объекты внешнего мира и способен думать и действовать в соответствии с этим осознанием; 2) Состояние сновидение (свапна), в котором существуют только субъективные, умственные образы объектов, отсутствуют контроль над этими образами, телесные страдания и удовольствия, а также сознательная оценка этих объектов; 3) Состояние глубокого сна (сушупти), в котором нет никаких образов, ни субъективных, ни объективных; есть только состояние блаженного покоя, о котором человек может помнить, проснувшись. Иногда упоминается четвертое состояние (турия); считается, что во время третьего состояния, состояния сна, личность (джива), хотя и отдыхает в причинном теле (карана шарира), но все еще отделена от своего подлинного Я собственным неведением. Однако в этом четвертом состоянии, турия, это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания (шуддха видья). Помимо этого, существует также пятое состояние (турьятита), в котором наступает полное единение и тождество атмы (личного Я) и параматмы (общего Верховного Я). "Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма" Сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2) Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует множество различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной материи, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих существ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения, например вьяшти-чайтанья (индивидуальное сознание), буддхи-читта (интеллектуальное сознание), Шивачайтанья (Божественное Сознание или Сознание Шивы). В писаниях обсуждаются пять классических состояний сознания: 1) бодрствование (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4) запредельное сверхсознательное состояние (турия, четвертое) и 5) предельно трансцендентное состояние, называемое туриятита (за четвертым). "Я Есть То" В Высшем появляется свидетель. Свидетель создаёт личность и думает, что он отличен от неё. Свидетель видит, что личность появляется в сознании. Которое, в свою очередь, появляется в свидетеле. Такое понимание основного единства является работой Высшего. Это сила, стоящая за свидетелем, источник, из которого всё проистекает. С ним нельзя войти в контакт, кроме как через единство, любовь и взаимопомощь между личностью и свидетелем, когда деяния находятся в гармонии с бытием и знанием. Высшее является одновременно и источником, и плодом такой гармонии. Когда я говорю с вами, я пребываю в состоянии непривязанного, но любящего осознания (турия). Когда это осознание сосредоточивается на себе, вы можете назвать это Высшим Состоянием (туриятита). Но изначальная реальность пребывает за пределами осознания, за пределами трёх состояний становления, бытия и небытия. Это то, что вы
называете четвёртым состоянием (турия)? Называйте это, как хотите. Оно сплошное, прочное, неизменное, без начала и конца, вечно новое, вечно свежее. Как его достичь? Отсутствие желаний и страхов приведёт вас туда. Есть ли что-нибудь
за пределами Я? Вне Я нет ничего. Всё едино, и всё содержится в «я есть». В состояниях бодрствования и сновидения это личность, в глубоком сне без сновидений и в состоянии турий это Я. За пределами живого внимания турий лежит великий безмолвный покой Высшего. Но в действительности, всё едино в сущности и относительно в проявлении. В неведении видящий становится видимым, в мудрости он есть видение. Но зачем беспокоиться о Высшем? Познайте того, кто познаёт, и всё будет познано. Откуда берётся
состояние бодрствования? В основе творения лежит желание. Желание и воображение питают и усиливают друг друга. Четвёртое состояние (турия) — это состояние чистого свидетельствования, непривязанного осознания, бесстрастного и бессловесного. Оно подобно космосу, не затрагиваемому тем, что он содержит. Телесные и ментальные проблемы не достигают его — они снаружи, «там», а свидетель всегда «здесь». Что реально,
субъективное или объективное? Я привык верить, что объективная вселенная
реальна, а моя субъективная психика изменчива и непостоянна. Вы же считаете,
что реальность — это ваши внутренние, субъективные состояния, и отрицаете всю реальность конкретного, внешнего мира. Как субъективное, так и объективное непостоянны и недолговечны. В них нет ничего реального. Ищите постоянное в неуловимом, но единственном постоянном факторе любого переживания. Что это за
постоянный фактор? Все те имена, которыми я могу его назвать, и все те способы, которыми я могу на него указать, не помогут вам, пока вы не обретёте способность видеть. Человек со слабым зрением не увидит попугая в ветвях дерева, как бы настойчиво вы ни пытались ему его показать. В лучшем случае он увидит ваш указующий палец. Сначала очистите своё видение, научитесь видеть, а не просто смотреть, и вы увидите попугая. Вы также должны страстно стремиться его увидеть. Для знания себя вам нужны ясность и устремлённость. Вам нужна зрелость ума и сердца, которая обретается через честное приложение в вашей повседневной жизни того немногого, что вы поняли. В Йоге не бывает компромиссов. Если вы хотите грешить, грешите от всего сердца и открыто. Грехи могут стать такими же хорошими учителями для искреннего грешника, как добродетели — для искреннего святого. Самое опасное — это их смешение. Самым эффективным препятствием является компромисс, поскольку он указывает на отсутствие искренней устремлённости, без которой ничто не может быть сделано. Что такое турия, четвёртое состояние? Быть точкой света, описывающей мир, — это турия. Быть самим светом — это туриятита. Но к чему эти названия, когда реальность так близка? В вашем состоянии
есть какой-либо прогресс? Когда вы сравниваете себя вчера и себя сегодня,
замечаете ли вы какие-то изменения, какой-то рост? Ваше видение реальности
растёт в ширину и глубину? Реальность неподвижна и вместе с тем находится в постоянном движении. Она подобна могучей реке — она течёт, но остаётся на месте — вечно. Течёт не сама река с её руслом и берегами, течёт вода. Точно так же гуна саттва, универсальная гармония, играет в свои игры с тамасом и раджасом, силами тьмы и отчаяния. В саттве всегда есть изменения и прогресс, в раджасе — изменения и регресс, а тамас представляет собой хаос. Три гуны бесконечно играют друг с другом. Это факт, а с фактом не поспоришь. * * * Наблюдайте за своим умом — как он появляется, как действует. Наблюдая за умом, вы обнаружите своё Я в качестве наблюдателя. Когда вы замираете без движения, только наблюдая, вы обнаруживаете своё Я как свет за наблюдающим. Источник света во тьме, источник знания неизвестен. Есть лишь этот источник. Вернитесь к этому источнику и останетесь там. Он не на небе и не во всепроникающем эфире. Только Бог велик и прекрасен, я есть ничто, не имею ничего, не могу ничего. Однако всё исходит из меня. Я источник, корень, происхождение всего — я. Когда реальность взрывается в вас, вы можете назвать это переживанием Бога. Или, скорее, это Бог испытывает переживание вас. Бог узнает вас, когда вы узнаете себя. Реальность — не результат процесса, это взрыв. Она определённо за пределами ума, но всё, что вы можете сделать, — это хорошо изучить свой ум. Не то чтобы ум мог помочь вам, но, узнав свой ум, вы можете избежать его разрушительного влияния. Вы должны быть очень внимательны, или ум обведёт вас вокруг пальца. Это всё равно что наблюдать за вором — не то чтобы вы чего-то ожидали от него, просто вы не хотите, чтобы вас обокрали. Точно так же вы направляете всё внимание на ум, не ожидая от него ничего. Или возьмём другой пример. Мы бодрствуем и спим. После дня работы приходит сон. Так вот, это я иду спать, или невнимательность — характеристика состояния сна — приходит ко мне? Другими словами, мы бодрствуем, потому что мы спим. Мы не просыпаемся в реальное бодрствующее состояние. В бодрствующем состоянии мир возникает из-за неведения и затягивает человека в бодрствующее состояние сна. Бодрствование и сон — это неправильные названия. Мы только спим и видим сны. Настоящее бодрствование и настоящий сон известны только джняни. Нам снится, что мы бодрствуем, нам снится, что мы спим. Три наших состояния — это всего лишь разновидности состояния сна. Отношение ко всему как ко сну приносит свободу. Пока вы считаете сны реальностью, вы остаетесь их рабом. Воображая себя рождённым таким-то и таким-то, вы становитесь рабом этого такого-то и такого-то. Сущность рабства заключается в том, чтобы воображать себя процессом, имеющим прошлое и будущее, имеющим историю. В действительности, у нас нет истории, мы не являемся процессом, мы не развиваемся и не угасаем. Относитесь ко всему как ко сну и оставайтесь вне его. Из словаря "Я Есть То": Турия (турия — четвёртый) — сверхсознательное состояние самадхи, четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом, высшее осознание. Туриятита (турия + атита, вышедший за пределы) — за пределами высшего осознания. Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая («Сущность Узнавания») Бхатта Дамодара,
заповедуя неподдельное уважение, благодаря своему врожденному восторгу, в своих Вимуктаках говорит: «Вамешвари и
другие [богини, пребывая в сферах] постигающего субъекта, его внешних и
внутренних органов, в объективном мире, [делают индивида] совершенным,
освобождая [его] посредством истинного знания, [либо делают его] зависимым,
опутывая узами неведения». Таким образом, состояние сансарности состоит в омраченности
своими собственными энергиями. Далее, Высший Господь, чья сущность –
Сознание, наделен постоянной, целостной, деятельностной
по своей природе Творящей Силой, имеющую сущность пульсации Божественного
Света. Когда Она, скрывая
свою истинную суть на стадии Раба, причиняет омрачение
через циклы прана-, апана- и
самана-шакти;
через ступени бодрствования, легкого
и глубокого сна;
через фазы плотного тела, дыхания и тонкого тела, тогда эта
омрачающая деятельность [приводит] к состоянию сансары. Когда же Она
заставляет появиться в срединном канале удана-шакти, имеющую
характер состояния турья;
вьяна-шакти,
имеющую сущность пронизывания вселенной и
совпадающую с состоянием турьятита, — [обе они наделены природой] эссенции
Сознания и Блаженства — тогда, даже обладая телом и т. д., индивид становится
существом, достигшим освобождения при жизни, Господином
по сути. Таким образом, состояние омраченности
собственными энергиями было объяснено трояким образом. Воплощенное сознание. Дживатман. Артур Авалон В действительности
Атма не имеет состояний, и мы просто говорим образно. Об этом
упоминается в "Мандукья
Упанишаде" при объяснении
четырех аспектов Брахмана. Чайтанья (сознание в телах) имманентно в индивидуальных и коллективных телах,
в плотных, тонких или причинных телах, и в то же время трансцендентно им.
Один и тот же Чит
проникает и пропитывает все вещи, но ему даются различные названия, чтобы
отметить его различные аспекты в Дживе. Чит, будучи неизменен,
сам по себе не имеет никаких состояний, потому что состояния могут
существовать только в продуктах изменяющейся Пракрити-Шакти. Однако в
аспекте Дживы
существуют различные состояния, которые, формируемые этим же самым Чит, можно
назвать состояниями сознания. В проявленном мире
сознание проявляется в трех состояниях (Авастха) – бодрствовании,
сновидении и сне без сновидений. В бодрствующем состоянии Джива осознает внешние объекты,
и это – грубое наслаждение этими объектами посредством чувств. Джива в
состоянии, называемом Джаграт,
находится в плотном теле, называемом Вишва. В состоянии
сновидения (Свапна)
Джива
осознает внутренние объекты и наслаждается тем, что тонко, т.е.
впечатлениями, которые оставили в уме объекты, воспринимавшиеся в
бодрствующем состоянии. Объекты сна реальны только для видящего сон, в
отличие от тех объектов, которые воспринимаются после пробуждения и могут
восприниматься другими. Ум здесь перестает приобретать новые впечатления и
перерабатывает те впечатления, которые уже были приобретены в бодрствующем
состоянии. Если первое состояние (Джаграт) – это состояние восприятия, и в этом состоянии Джива пребывает
в умственном мире идей и в тонком теле. Оба эти состояния
– состояния дуализма, в которых переживается множественность. Третье состояние,
сон без сновидений, определяется как такое состояние, в котором не видят
снов, но и не бодрствуют, и в котором различный опыт первых двух состояний
поглощен в едином опыте, как различия дня исчезают в ночи без прекращения
этого различия. Сознание в этом состоянии не объективно и не субъективно –
это просто недифференцированное сознание, без другого объекта кроме самого
себя. При бодрствовании сознание Дживы ассоциируется с умом и чувствами, в сновидении чувства
и ум отвлечены от объектов. Джива пребывает в Праджня – т.е. в Пракрити, – и нераздельно ассоциируется с тем состоянием
сознания, которое есть то семя, из которого возникают тонкие и плотные тела.
Это состояние блаженства Дживы по отношению к объектам чувств не означает ничего, а
при пробуждении сохраняются только впечатления. Как говорится,
"Счастливо я спал, я не сознавал ничего". В то время, как в двух первых состояниях происходит наслаждение
грубыми и тонким объектами, то здесь – наслаждение одним лишь чистым
блаженством, блаженством без объекта. Господь всегда наслаждается
блаженством, но если в первых двух состояниях он
наслаждается блаженством посредством объектов, то здесь он наслаждается самим
блаженством, свободным и от объекта и от субъекта. Так состояние Сушупти
приближается к сознанию Брахмана. Но оно все же не достигает той чистоты,
потому что и это состояние, как и два предыдущих, ассоциируется с неведением
(Авидья)
– если первых два с Викрити,
то это – с Пракрити. Поэтому за этим
состоянием есть еще и четвертое (Турья). Переживание его, называемое Шуддха-видья
(чистое знание) достигается посредством Самадхи-Йоги.
Джива в состоянии Сушупти находится в причинном
теле (Карана), а в состоянии Турья Джива находится в теле Маха-Карана,
"Великой Причины". Кроме того,
говорят, есть еще и пятое состояние "по ту сторону четвертого" (Турьятита),
достигаемое укреплением в четвертом. Здесь достигается Ишвара-Таттва. Это состояние
сознания, называемое Унмеша,
в котором Садхакья-Таттва
есть Нимеша.
Высшие подразделения – Вишва,
Тайджаса.
Идущие за пределы "незапятнанного единого достигают
высочайшего равенства" и "поглощаются в высшем Шиве." |